Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная цель муниципальной системы образования – обеспечение доступности качественного общего образования при эффективном использовании имеющихся ресурсов с учетом приоритетных направлений развития образования.
Для достижения цели определены следующие задачи:
-
создание условий для получения детьми качественного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
-
создание в общеобразовательных учреждениях безопасных и комфортных условий, соответствующих требованиям надзорных органов;
-
увеличение охвата детей дошкольным образованием;
-
создание условий для получения качественного дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей.
Дошкольное образование
На территории района функционируют 5 детских садов, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования. 299 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет охвачены дошкольным образованием, что составляет 49 %.
Очередь в дошкольные учреждения составляет 90 детей, основная масса очередников – дети в возрасте до 1,5 лет (70 детей) или дети, проживающие в районном центре (от 1,5 до 3 лет – 16 человек и от 3 до 7 лет – 4 человека).
Существующая сеть учреждений дошкольного образования позволяет удовлетворить различные социальные запросы родителей, в том числе и запросы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по психолого–педагогическому и медико–социальному сопровождению детей в процессе обучения. Важным направлением деятельности системы дошкольного образования является повышение его качества, поскольку оно в значительной степени обуславливает качество последующих уровней образования.
Общее образование
В 13 школах (12 – юридических лиц и 1 филиал) обучаются 1218 учащихся. Количество классов, классов комплектов – 125. Средняя наполняемость классов 9,7 человек.
Функционирование образовательных учреждениях района обеспечивают 494 человек из них 243 педагогических работников, включая совместителей.
Высшее профессиональное образование имеют 180 педагога (76%), среднее специальное образование 58 (24%).
Педагогов с высшей квалификационной категорией 28 человек, с первой категорией 106.
Система образования района нуждается в обновлении кадрового потенциала. В образовательных учреждениях сохраняется высокое количество «скрытых» педагогических вакансий. Особенно нуждается система образования в педагогах таких предметов как иностранные языки, физика, русский язык и литература, математика, биология, химия. Имеется дефицит «узких» специалистов, таких как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование детей
Региональный проект «Успех каждого ребенка», реализуемый в рамках Федерального проекта, обозначил ключевым приоритетом повышение доступности услуг в сфере дополнительного образования детей и важным показателем здесь является увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в возрасте от 5 до 18 лет, к 2024 году до 72 %. Сегодня на территории района 7 образовательных организаций реализуют программы дополнительного образования, в том числе МБОУ ДО «Партизанский ЦВР». В рамках данного проекта предусмотрено формирование электронной базы «Навигатор дополнительного образования детей», позволяющей родителям осуществлять электронную регистрацию детей для получения услуг дополнительного образования. В настоящее время в АИС «Навигатор» зарегистрированы 7 учреждений. Реализуется 61 дополнительная общеобразовательная программа. В целях внедрения Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, на базе МБОУ ДО «Партизанский ЦВР» функционирует муниципальный опорный центр дополнительного образования детей, который обеспечит эффективную систему межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей. В 2022 году доля детей, охваченных дополнительным образованием, составила 46,9% от общего количества детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет. Охват детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, составил 14, 2%.
Так же, в районе функционируют шесть центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». Две школы района получили компьютерное оборудование в рамках проекта «Цифровая образовательная среда».
Другое решение, обеспечивающее доступность дополнительного образования, – создание школьных спортивных клубов, реализующих дополнительные общеразвивающие образовательные программы. В районе функционируют 5 школьных спортивных клубов. Охват составил 251 учащийся.
Организация работы с одаренными детьми
В число наиболее эффективных методов выявления интеллектуально одарённых детей входят предметные олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуально-познавательные конкурсы, способствующие развитию у обучающихся духа поиска, исследования, творчества. В 2022/2023 учебному году проведены школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) по 18 общеобразовательным предметам. В школьном этапе ВсОШ участие приняли 442 учащихся, что составило 54% от общего количества учащихся 4-11 классов. На муниципальном этапе приняли участие 86 учащихся, что составило 19% от общего количества обучающихся в 7-11 классах. По результатам муниципального этапа ВсОШ победителями и призерами стали 33 учащихся. Из них 7 учащихся приглашены для участия в региональном этапе по литературе, русскому языку, обществознанию, физической культуре, экологии, географии.
Кроме того, учащиеся района принимают участие в интеллектуальных олимпиадах, конференциях, организуемых и проводимых в соответствии планом Минпросвещения России.
156 учащихся района, достигшие значительных успехов в интеллектуальном, спортивном, творческом направлении были награждены дипломами и денежными призами на традиционном ежегодном празднике «Звездный час».
Организация воспитательной работы
Одной из важнейших задач системы образования является создание единого воспитательного пространства. В соответствии с последними поправками в закон «Об образовании в Российской Федерации» все школы района разработали и приступили к выполнению Рабочих программ воспитания. Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания с 1 сентября 2022 года стало применение государственной символики России, изучение истории государственных символов Российской Федерации. В каждой школе реализуется проект «Разговор о важном». В целях создания единого воспитательного пространства каждое образовательное учреждение использует примерный календарный план воспитательной работы как федеральный компонент календарного плана воспитательной работы образовательного учреждения. В образовательных учреждениях района функционируют добровольческие сообщества (объединения). 186 учащихся вовлечены в добровольческие (волонтерские) объединения. В целях воспитания в детях инициативности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия, чувства собственного достоинства, предоставления широкой возможности для самовыражения и самореализации в образовательных учреждениях развивается детское самоуправление. В образовательных учреждениях работают Советы старшеклассников, Советы старост, Школы актива РДШ по 4 направлениям: (военно-патриотическое, информационно-медийное, личностное, гражданское). В районе продолжают развиваться и укрепляться духовно- нравственное и патриотическое направления. Все образовательные учреждения активно принимали участие в конкурсах, акциях, квестах, которые были направлены на сохранение исторической памяти. На базе МБОУ ДО «Партизанский ЦВР» функционирует детское объединение «Патриот», в образовательных учреждениях созданы отряды «Юнармейцев». В 6 образовательных учреждениях имеются школьные музеи.
Работа по профориентации учащихся
В целях обеспечения равных возможностей для реализации индивидуальных профессиональных траекторий обучающихся основными направлениями деятельности образовательных организациях являются ранняя профориентация школьников и трудовое воспитание. Участниками цикла Всероссийских открытых онлайн-уроков по профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» для обучающихся 1-11 классов стали 1050 школьников. Для профессионального самоопределения и построения индивидуальной профессионально-образовательной траектории 70 школьников (6-11 классов) из 6 образовательных организаций прошли регистрацию на платформе проекта «Билет в будущее».
49 учащихся посетили профориентационный интенсив «Перспектива» на базе Уярского сельскохозяйственного техникума. Ребята приняли участие в мастер-классах и профессиональных пробах.
Для формирования осознанного подхода к построению будущей образовательно-профессиональной траектории с учетом личных интересов и склонностей школьника в образовательных организациях проходят акции, дни открытых дверей, конкурсы, родительские собрания. Важнейшим инструментом в профориентационной деятельности является работа с родителями (законными представителями) обучающихся. Работа по профориентации ведется в образовательных учреждениях, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.